Бизнес в интернете вести не так просто, как может показаться на первый взгляд. Желающих заработать в Сети становится все больше. Грамотно выполненный анализ конкурентов интернет-магазина позволит оценить собственные возможности, спрогнозировать прибыль, исправить недочеты в его работе, мешающие выходу на солидные показатели выручки.

Полезные рекомендации для предпринимателей
Все сайты анализировать нет никакой необходимости, да это и бессмысленно, учитывая тот факт, что среди них много некоммерческих. В выборку попадает только сектор е-коммерц, порталы, которые предлагают продукцию либо услуги, причем с возможностью прямой покупки.
Важно! Аналитика должна выполняться по своему региональному субъекту, населенному пункту.
При высокой конкуренции в выдачу попадают только самые качественные ресурсы. Аналитику необходимо делать по запросам, являющимся высокочастотными.
Интернет-магазин мало создать, такой подход нерезультативен. Секрет успешного бизнеса кроется в сборе информации о других продавцах, предлагающих аналогичную продукцию, ее занесении в таблицу для удобного сравнения.

В выборку должно попасть минимум три конкурента для достаточного оценочного диапазона. Рекомендуется сконцентрироваться на лидерах вашей ниши.
Есть несколько ключевых направлений, по которым требуется выполнение оценки. Изучение каждой из этих сфер даст четкое понимание о том, насколько хорош ваш магазин, привлекает ли он покупателей, что можно доработать. Проанализируем факторы, оказывающие существенное влияние на достижения значимых для каждого предпринимателей целей.
Анализ конкурентов должен быть углубленным – не ленитесь собирать информацию; если нужно, привлеките к делу профессионалов.
Начните с изучения пользовательского опыта: убедитесь в хорошей организации сайта, он должен обладать понятной на интуитивном уровне структурой.
Позаботьтесь о том, чтобы пользователи легко и за считанные минуты находили требуемые им сведения.
Если у конкурентов с этим нет проблем, их не должно быть и у вас.
Оцените надежность компании, степень доверия к ней со стороны потребителей. Акцентируйте внимание на оформлении сайтов конкурирующих интернет-магазинов. Возможно, пользователи делились по этому поводу своими мнениями.
Отдельное внимание уделите контенту – насколько он эффективен и убедителен, насколько легко читаются опубликованные тексты, представляют ли они реальный интерес для пользователей. Главное в контенте – это конкретика, отсутствие избытка воды, опечаток и ошибок.
Не менее значима техническая сторона:
- быстрота загрузки ресурса;
- адаптивность, наличие мобильной версии;
- отсутствие сбоев в загрузке.
Уделите внимание маркетинговой стороне: имеются ли на порталах конкурентов призывы к приобретению, возникает ли у пользователей желание сделать покупку.
Очень важно, чтобы сайт говорил на языке выгод потребителя.
Узнайте, какие конкуренты проводят акции, на какие позиции предоставляют скидки, пользуются ли программами лояльности, дают ли гарантии на продукцию и на какой срок. Оцените качество товаров и услуг.
Используйте для оценки десяти бальную шкалу, фиксируйте все показатели. Необходимо выявить не только сильные стороны конкурентов, но и слабые.

Аналитика сайтов
Конкурентный анализ может быть очень информативен при условии его правильного выполнения. И большая часть данных берется как раз с сайта, принадлежащего селлеру, предлагающему похожую продукцию.
У конкурента могут быть самые демократичные цены в Сети, но при этом нужный товар очень сложно найти на сайте – такую стратегию сложно считать успешной. Недостаточно просто привлечь потребителя, его нужно суметь удержать.
Акцентируйте внимание:
- На расположении продукции и товарных категорий на портале – оцените, насколько удобной является навигация по разделам, как быстро потребителя находят требуемые позиции.
- Товарных описаниях, их информативности, наличии всех значимых характеристик.
- Удобстве формирования заказа – нет ли с этим проблем.
- Присутствии в ассортименте сопутствующих или схожих позиций – это еще один способ улучшения юзабилити.
- Возможности получения консультаций покупателями. Имеется ли онлайн-чат, опция обратной связи, насколько оперативно менеджеры отвечают клиентам, достаточно ли квалифицированы.
- Доступности информации – не возникает ли у впервые оказавшихся на сайте людей трудностей с поиском контактов, ответов на часто возникающие вопросы.
- Наличии соцсетей и количестве подписчиков, активности, проявляемой магазином в этом направлении.
Не так просто добиться превращения посетителя интернет-магазина в реального клиента, в таком деле нужен комплексный подход, грамотная аналитика, направленная на выявление сильных сторон и интересных идей, которые можно воплотить у себя на портале, нивелировать недочеты.
Не помешает продемонстрировать сайт в преддверии его запуска разным людям, чтобы узнать их мнения, понять, понравится он большинству пользователей или над ним нужно еще поработать. На базе этих сведений реально увеличить конверсию интернет-магазина.

Оценка ценовой политики конкурирующих магазинов
Цена является не главным, но важным фактором, влияющим на выбор, сделанный потребителями в пользу определенного продавца. Мониторить расценки других селлеров вручную неудобно и долго. Если у конкурирующего магазина товарная линейка скромная, с этой задачей реально справиться самостоятельно. При широкой номенклатуре рекомендуется пользоваться специализированными сервисами. Они мониторят тарифы автоматически. Один из примеров такого сервиса – competera.ru. Доступ к таким инструментам платный, зато результаты отличаются высокой точностью.
Важно определить сильные и слабые товарные позиции. Грамотная аналитика даст возможность установить плюсы и недочеты той или иной продукции, на основании этого сформировать маркетинговую кампанию, руководствуясь точными данными, а не домыслами или интуицией.
Выполнение статистического сравнения позволяет разобраться, как стоимость влияет на действия потребителей, окончательный выбор.
Одна из главных задач заключается в отслеживании разнообразных акций.
Если цены на большинство товаров у конкурента ниже, чем у вас, вполне возможно, что он закупает их на более выгодных условиях. Это указывает на необходимость поиска другого поставщика, способного предложить более привлекательные условия сотрудничества.
Значимость мониторинга ценовой политики нельзя недооценивать. Это важно для правильного выстраивания маркетинговой и рекламной кампании, направленной на продвижение ассортимента.

Оценка географического фактора
Обязательно проанализируйте вкладку «Контакты». Эта информация нужна для получения полного представления о деятельности организации. По указанной вкладке можно понять, имеется ли у компании офлайн-магазин и где он располагается при наличии, а также получить сведения о часах работы интернет-магазина.
Разберитесь в наличии филиалов и представительств: есть ли у фирмы филиалы в других населенных пунктах, насколько велик ее охват, работа ведется только водной регионе или по всей России.
Важно! Оценка географического фактора дает возможность грамотно сформировать стратегию продвижения собственного магазина.
Изучение ассортимента
Неотъемлемая составляющая аналитики принадлежащего конкуренту магазина – изучение его номенклатуры. Если хорошо знать собственный бизнес, с поставленной задачей получится справиться без особого труда.
Акцентируйте внимание:
- На ширине и глубине товарной номенклатуры.
- Общем количестве товаров.
Важно определить масштабы деятельности другого бизнесмена, понять, что имеется в наличии, как долго покупателям приходится дожидаться доставки.
Показатель ширины и глубины номенклатуры даст возможность установить, кто является целевой аудиторией конкурирующего магазина, по каким направлениям он функционирует, способен ли удовлетворить запросы самых взыскательных покупателей.
Сведения общего характера о товарном ассортименте позволяют разобраться, насколько силен конкурент. Может выясниться, что вы работаете в разных нишах.

Популярные сервисы для аналитики
Ручной анализ слишком трудоемкий и не всегда информативный. Опытные бизнесмены предпочитают пользоваться сервисами нового поколения, предназначенными для сбора статистики, формирования отчетности.
В списке самых популярных сервисов, идеально подходящих для аналитики интернет-магазина, значится alexa.com. На портале достаточно ввести домен, и он выдаст большое количество полезной для предпринимателя информации. На стопроцентную точность рассчитывать не стоит, все данные носят приблизительный характер.
С его помощью удобно оценивать географию потребителей – откуда они чаще всего заходят на портал.
Этим сервисом часто пользуются для оценки:
- динамики посещаемости ресурса;
- процента отказов;
- основных запросов, приводящих трафик.
Проанализируйте, имеется ли прирост трафика у сайта либо имеет место падение показателей. Эти сведения особенно важны для бизнеса, зависимого от фактора сезонности.
Определение процента отказов актуально для аналитики юзабилити и уровня конкурентоспособности.
Ключевые запросы, приводящие на портал трафик, дают представление о популярности различных позиций.
Указанным сервисом также пользуются для сбора сведений о целевой аудитории портала (возраст, социальное положение, пол).
Полученные данные помогают продвигать магазин в Сети, наращивать продажи.
SpyWords – еще один полезный для бизнеса сервис, предназначенный для детальной аналитики интернет-порталов. Это платный инструмент, предоставляющий максимально точные статистические данные. Он обладает широким функционалом, может применяться для аналитики контекстной рекламы, которую конкурирующие магазины размещают в «Яндекс.Директ».
Благодаря ему можно оперативно узнать об изменениях в позиции ресурса в выдаче самых крупных поисковиков.
SpyWords предусматривает возможность сбора сведений о запросах в поиске.
Полученные при помощи этого сервиса сведения представляют большую ценность, на их основе можно сформировать семантическое ядро для своего ресурса, довести его до идеала, сформировать представление о том, насколько успешен конкурент.

Аналитика поведения конкурентов
Лучшее отражение маркетинговой стратегии – поведение конкурента на своем ресурсе. Узнайте, пользуется ли он контент-маркетингом, имеет ли продуманный блог, насколько качественно сделаны разделы на его сайты.
Необходимо выяснить, какой маркетинговой стратегией придерживается конкурент; возможно, той же что и вы. Если другой – оцените ее плюсы, результативность.
Разберитесь, есть ли различия в целевой аудитории.
При наличии блога у конкурирующего магазина прочитайте его, оцените информативность и полезность опубликованного контента.
Сбор отзывов потребителей
Мнение потребителей может сказать о конкурентах многое. Не ленитесь собирать отзывы, изучать оценки клиентов при просмотре сайтов – вашего и других бизнесменов.
Высокой информативностью обладают опросы для клиентов. Нужно понять, как они узнали о магазине, почему делают заказы именно у этого продавца, что им нравится, а что нет. На их решение определенно что-то повлияло, необходимо выявить этот фактор.
Для аналитики отзывов применяются специальные сервисы.
Проанализируйте, какие действия конкурентов правильные, а какие нет. Позаимствуйте самые интересные идеи, сработавшие у других продавцов.
Позиционируйте себя так, чтобы ваш магазин в глазах покупателей выглядел более привлекательно в сравнении с конкурирующим. Сформируйте стратегию редизайна для собственного портала, подстройте интересные идеи под собственные нужды.
Атакуйте конкурентов до того, как это сделают они. Главной целью аналитики является продвижение вперед, получение полезного опыта, страховка от ошибок, совершенных другими продавцами.