В наше время бизнес стремится автоматизировать как можно большее количество процессов. Все потому, что автоматизация позволяет существенно снизить издержки, а также во многом повысить эффективность бизнеса.
Маркетинг является одним из тех направлений, который бизнес стремится автоматизировать. Рассмотрим подробнее, как можно осуществить автоматизацию маркетинга и какие преимущества это несет.

Автоматизация маркетинга – что это такое?
Автоматизацией можно назвать практику, при которой для выполнения различных рутинных задач применяются различные специализированные программы, а также искусственный интеллект. Этот подход позволяет существенно снизить нагрузку на сотрудников компании. Кроме того, применение программного обеспечения увеличивает эффективность взаимодействия с целевой аудиторией бизнеса.
Программное обеспечение в этом случае начинает выполнять те задачи, которые до этого сотрудники выполняли вручную. Так как это рутинные задачи, то сотрудники тратили на них много времени и сил. После освобождения их от таких задач сотрудники могут сконцентрироваться на других более важных и сложных аспектах ведения бизнеса.
Для каких сфер актуальна автоматизация маркетинга?
Лучше всего стремиться внедрить методы автоматизации маркетинга в следующих направлениях:
- Сбор данных от клиентов. Программное обеспечение осуществляет сбор информации от клиентов бизнеса в социальных сетях, мессенджерах и во многих других источниках. Данные не просто собираются, но также анализируются программами по заданным алгоритмам.
- Рассылка на электронную почту и в мессенджеры. Системы автоматизации маркетинга могут быть интегрированы с различными каналами продвижения. В результате этого ими может осуществляться рассылка в мессенджеры, на электронную почту клиентов из одного источника.
- Автоматизация рекламы. Реклама может быть очень хорошо автоматизирована, благодаря системе сбора и анализа данных от клиентов, а также чат-ботам.
- Размещения контента. Современное программное обеспечение, применяемое для автоматизации маркетинга, может публиковать различный контент (тексты, картинки, видео и т. д.) в социальных сетях и мессенджерах по заданному расписанию.
- Сегментирование ЦА (целевой аудитории). Используя соответствующие алгоритмы, специальные программы могут разделять целевую аудиторию на определенные группы. После это появляется возможность работать уже отдельно с каждой группой клиентов.
Как видите, существует немалое количество сфер, где автоматизация маркетинга является очень разумным и эффективным решением.

Автоматизация маркетинга – основные преимущества
Любая инновация внедряется с целью получения тех или иных преимуществ. Автоматизация маркетинга становится очень востребованной в современном бизнесе. По прогнозам экспертов, рынок автоматизации маркетинга достигнет к 2030 году объема в 11 миллиардов долларов. Столь высокая востребованность связана с тем, что такая автоматизация обладает множеством преимуществ. К числу основных достоинств можно отнести:
- Экономию времени.
Внедрение систем автоматизации позволяет сэкономить большое количество рабочего времени для сотрудников компании. Все потому, что теперь им не придется заниматься многими рутинными задачами, которые забирали много времени и сил.
В результате этого у сотрудников появляется возможность сосредоточиться на более сложных задачах, которые связаны с аналитикой, стратегическим планированием, а также генерацией новых идей, способных продвинуть развитие бизнеса.
- Персонализация при работе с клиентами.
Автоматизация открывает широкие возможности для персональной работы с клиентами. Все потому, что автоматизированные системы могут обрабатывать и анализировать большое количество данных клиентов. В результате этого можно создать наиболее подходящий алгоритм работы с каждым клиентом. Сейчас клиенты очень ценят персональный подход. Таким образом, можно добиться большого роста продаж.
- Улучшение коммуникации с клиентами.
Благодаря использованию автоматических систем бизнес может очень быстро и качественно реагировать практически на любые запросы своих клиентов. Большое значение в этом вопросе имеют чат-боты, которые способны быстро отвечать на все запросы клиентов.
Наличие всех этих преимуществ заставляет многие современные компании внедрять автоматизацию маркетинга, так как это позволяет существенно повысить эффективность ведения бизнеса и увеличить многие его показатели.

Наиболее востребованные инструменты для автоматизации
На текущий момент существует довольно большое количество различных инструментов для автоматизации маркетинга, рассмотрим наиболее популярные среди них.
CRM-системы
CRM-система представляет собой сложную программу, состоящую из разных компонентов, которая занимается сбором информации о лидах и клиентах. Благодаря использованию таких систем можно автоматизировать работу с базой данных.
Способов автоматизировать работу с базой данных посредством CRM-системы существует большое количество. К примеру, после того, как пользователь сайта делает то или иное действие, ему сразу же приходит триггерное оповещение в мессенджер или письмо на почту. Такие действия позволяют добиться увеличения продаж.
Также CRM-системы — это отличный способ учета всех данных, связанных с продажами, движением денег, поведением потенциальных клиентов.
Платформы email-маркетинга
Такие платформы представляют собой специальные сервисы, используемые для автоматизации рассылок. Используя их, можно задать сценарии для рассылок на электронные адреса клиентов. Такой подход позволяет существенно сэкономить время, а нередко и повысить эффективность рассылок.
Сервисы для автоматизации рекламы
Такие сервисы используются, чтобы автоматизировать многие аспекты рекламных кампаний, а также повышать эффективность их проведения. Все потому, что сервисы способны анализировать клиентов на основе их поведения. Благодаря этому появляется возможность понимать, какая реклама работает более эффективно, следовательно, вкладывать в такую рекламу больше средств.
Чат-боты
Главная задача чат-ботов — это автоматизация процесса взаимодействия с клиентами. Современные чат-боты очень функциональны, они способны быстро отвечать на самые разные вопросы, рекомендовать наиболее подходящие товары клиентам и делать многое другое.
Платформы аналитики
Аналитические платформы позволяют собирать информацию и осуществлять ее анализ о маркетинговых кампаниях. Благодаря этому можно увидеть, какие именно действия привели к увеличению продаж или к большей заинтересованности клиентов теми или иными предложениями.
Получая такую важную информацию, можно своевременно принимать решения, направленные на корректировку маркетинговой кампании. В результате этого эффективность проведения такой компании будет повышаться.

Процесс внедрения автоматизации маркетинга
Преимущества автоматизации маркетинга очевидны, главное — это суметь внедрить этот подход в существующие бизнес-процессы. Именно от того, насколько успешно все это будет внедрено, и зависит выгода. Обычно процесс внедрения инструментов автоматизации маркетинга состоит из следующих этапов:
- Постановка целей. Важно понимать, для чего осуществляется внедрение автоматизации маркетинга. Необходимо определить KPI, который можно будет измерить. Какой именно KPI выбрать, зависит от целей каждого конкретного бизнеса. Наиболее распространенные варианты – повышение уровня продаж, повышение конверсии, снижение расходов.
- Анализ ЦА (целевой аудитории). Большое значение имеет разделение потенциальных клиентов на группы по определенным параметрам. Такое разделение позволяет работать персонально, с каждой из таких групп, учитывая их особенности.
- Карты пути клиента. Важно изучить и понимать, из каких этапов состоит путь клиента к покупке товара или заказу услуги. Создав такую карту пути клиента, будет видно, какие этапы можно автоматизировать.
- Выбор ПО (программное обеспечение). Подобрать программы из существующих на текущий момент, которые лучше всего подходят для автоматизации бизнес-процессов. Иногда может понадобиться разработка своего собственного ПО под конкретные задачи.
- Внедрение систем. Выбранное или разработанное программное обеспечение необходимо интегрировать с текущими системами, на которых работает бизнес.
- Контент-стратегия. Используемые рекламные кампании на текущий момент важно адаптировать под системы автоматизации маркетинга.
- Анализ данных и оптимизация. После того как система автоматизации маркетинга внедрена, важно регулярно анализировать получаемые данные. Работа со статистикой позволит понять, где у текущей стратегии имеются слабые места, и скорректировать ее с их учетом.
Последовательное выполнение всех этих этапов позволит внедрить автоматизацию маркетинга и добиться лучших показателей бизнеса, а также получить новые возможности.

Тренды автоматизации маркетинга
Сфера автоматизации маркетинга не стоит на месте и продолжает развиваться. Эксперты выделяют следующие тренды в развитии этого направления:
- Использование ИИ. Применяя системы искусственного интеллекта, можно добиться повышения эффективности автоматизации, потому что все процессы при использовании ИИ становятся более точными и реализуются быстрее. Нейросети способны анализировать огромное количество данных и предлагать наиболее подходящие решения на основе обработанной статистики.
- Машинное обучение. Машинное обучение еще больше усиливает эффект от использования нейросетей. Все потому, что с ее помощью ИИ становится более адаптивным к конкретным условиям.
- Персонализация. Основной тренд, который стал развиваться благодаря активному использованию ПО и систем искусственного интеллекта. Благодаря тому, что нейросети способны собирать и анализировать огромное количество данных, есть возможность создавать персональные предложения для каждого клиента.
- Омниканальный маркетинг. Для клиентов важно иметь один и тот же потребительский опыт вне зависимости от каналов взаимодействия. То есть для клиента не должен теряться контекст, вне зависимости от того, где он контактирует — на сайте или же в мессенджере. Современные системы автоматизации позволяют этого добиться. Клиент может начать общаться на сайте с менеджером и продолжить общение уже в мессенджере, не теряя основного контекста.
Как несложно догадаться, развитие этой сферы напрямую связано с развитием систем искусственного интеллекта, которое идет в последнее время очень быстрыми темпами.