Защита личного бренда и его продвижение — одни из важнейших задач, которые стоят перед бизнесом. Эффективная реклама привлекает внимание целевой аудитории к товару либо услуге. Но как правильно применять товарный знак, чтобы избежать претензий от конкурентов и надзорных органов? Для этого необходимо знать юридические тонкости и законодательные нормы. В этой статье подробно разберем, что такое использование товарного знака в рекламе и как продвигать свой продукт правильно.
Что такое товарный знак
Покупатель при виде похожих товаров на полке магазина с большей вероятностью отдаст предпочтение известному ему производителю, чем сомнительному аналогу. Таким образом, товарный знак в рекламе — это визитная карточка продаваемого продукта. Именно он в конечном счете ассоциируется у потребителей с конкретным брендом и вызывает доверие.
Товарный знак — это специальное обозначение, которое используется для маркировки и индивидуализации товара. Он является элементом интеллектуальной собственности и охраняется законом.
Если конкретнее, товарным знаком может быть логотип, изображение, название бренда, наименование товара и даже рекламный слоган. Маркировка личного бренда регистрируется в Роспатенте, что гарантирует защиту продукта от недобросовестных конкурентов, которые не прочь нарушить закон и перехватить увиденный в рекламе товарный знак.

Три главных правила при использовании товарного знака
Если вы хотите обезопасить организацию от претензий со стороны контролирующих органов и конкурентов, следуйте основным правилам.
Первое правило. Соблюдайте закон об использовании государственного языка РФ
Если товарный знак содержит в себе иностранные слова и выражения, они должны быть продублированы на русском языке. Это требование необязательно к выполнению только в том случае, если маркировка прошла официальную регистрацию в Роспатенте.
Второе правило. Не используйте характеристики в превосходной степени
Закон о рекламе запрещает без веских причин использовать описания продукта в хвалебной форме. Например, исключительный, самый лучший, единственный, превосходный, уникальный. Все подобные описания неприменимы даже в том случае, если товарный знак был зарегистрирован. Применение превосходной степени в слогане или рекламной кампании может стать основанием для возбуждения в отношении правообладателя дела о нарушении законодательства и потребовать объективно подтвердить заявленное превосходство.
Третье правило. Регистрируйте рекламный слоган в качестве товарного знака
При создании рекламы используйте слоганы, которые являются результатом творческого труда, и обязательно регистрируйте их в качестве товарного знака. Например, такие фразы, как «В жизни всегда есть место открытию» и «Он такой один», которые принадлежат известным банкам на правах объектов авторского права, нельзя использовать без разрешения правообладателей. В противном случае антимонопольные органы могут привлечь к ответственности, расценив подобные действия как недобросовестную конкуренцию.
На заметку. При разработке рекламы следует тщательно проверить и оценить риски нарушения прав третьих лиц. Не используйте тождественных выражений и похожих слоганов. В противном случае Роспатент может отказать в регистрации заявки.

В каких случаях можно использовать чужой товарный знак
Как уже отмечалось, зарегистрированный товарный знак является охраняемым объектом интеллектуальной собственности. То есть без разрешения в качестве примера нельзя использовать даже понравившуюся вывеску знакомого. Но все же есть случаи, когда чужой товарный знак может быть применен при создании собственной рекламной кампании. Поговорим о них подробнее:
- Разрешение правообладателя. Собственник товарного знака имеет право предоставить зарегистрированный товарный знак третьим лицам на основании лицензионного соглашения, договора коммерческой концессии и даже простого письма. В этом случае есть все правовые основания для использования чужой маркировки без последствий.
- Исчерпание исключительных прав на основании ст. 1487 ГК РФ. Не рассчитывается как нарушение использование третьими лицами товарных знаков в отношении введенной в оборот продукции с согласия правообладателя. Например, не расценивается как правонарушение применение логотипа производителя бытовой техники в рекламе сервиса по ремонту таковой.
Как зарегистрировать товарный знак
Для того чтобы зарегистрировать лейбл, логотип, слоган, изображение, следует подать соответствующую заявку в Роспатент. Если все прошло успешно, заявленная маркировка становится официальным товарным знаком бренда, а заявитель — его законным владельцем. Бывают ситуации, когда один заявитель подал документы на оформление раньше других. В этих случаях применимо такое понятие как «приоритет товарного знака», и в соответствии со ст. 1494 ГК РФ преимущество устанавливается по дате направления заявки для регистрации.

На практике часто встречаются случаи, когда несколько компаний используют один и тот же логотип без регистрации его в качестве товарного знака. Потом одна из них подает заявку в Роспатент и через время становится законным обладателем обозначения. После правообладатель подает в суд с требованием прекратить незаконно использовать товарный знак и компенсировать нанесенный ущерб. Но здесь есть нюанс. Суды часто не идут навстречу законному владельцу, обосновывая это тем, что до даты установления приоритета обозначения другое лицо вполне законно использовало товарный знак.
Что еще важно учесть?
1 сентября 2023 года вышел закон, который обязывает маркировать размещенную в интернете рекламу. За его нарушение предусмотрены внушительные штрафы. Так, отсутствие маркировки в Сети грозит бизнесу санкциями в размере до 500 000 рублей.
Если вы планируете открыть свой интернет-магазин, рекомендуем обратиться в компанию Storeland. Мы работаем в Москве и по всей России. Ежедневно наша организация помогает бизнесу решить вопросы любой степени сложности, содействует в трудоустройстве сотрудников и регистрирует товарные знаки. Наши специалисты предлагают лучшие решения для стартапов и существующих проектов!