Артикул — это удобное обозначение товара, которое позволяет отличить его от других изделий в конкретном магазине и на других площадках. Без артикулов особенно сложно обойтись в торговом, складском и логистическом бизнесе. Рассмотрим подробнее, что такое артикул и зачем он нужен, какие виды применяются. Также, ознакомившись с материалом, вы узнаете, как правильно составлять артикулы и какими инструментами можно воспользоваться для этого.

Артикул: понятие и функции
Товарный артикул — это уникальный код, который состоит из цифр, букв или их комбинаций. Его размер может быть любым: от двух до нескольких десятков символов. В комбинации содержится различная информация о товаре. Например, разновидность товарной группы, материал, цвет, год изготовления и пр.
Артикулы — это основа складского учета. Их используют для идентификации товаров и отслеживания позиций в системах учета, логистики и продаж. Кроме этого, код выполняет еще несколько полезных функций, таких как:
- Упрощение процесса коммуникации с клиентом. Когда пользователь знает артикул товара, он может быстрее получить помощь. Например, назвав артикул при возврате товара, клиент быстрее получит возврат средств. Потому что сотрудник поддержки сможет оперативнее найти необходимую информацию, не тратя лишнее время на уточнение деталей.
- Удобный мониторинг остатков товаров на складе. Артикулы помогают быстро проверить количество товаров на складе и своевременно заказать недостающие позиции. Также мониторинг остатков позволит провести анализ товаров, которые быстрее или, наоборот, медленнее раскупают, что полезно для ведения бизнеса.
- Упрощение заказа товара у производителя или поставщика. Знание точного артикула дает возможность избежать ошибок и заказать именно тот товар, который необходим.
Виды товарных артикулов
Четких правил создания артикулов нет. Поэтому большинство продавцов составляют их произвольно. Условно выделяют два вида артикулов: цифровые и составные. Рассмотрим каждую разновидность подробнее.
Цифровые коды
Цифровые коды — это артикулы, которые состоят только из цифр. Цифровые вариации удобны для магазинов, которые торгуют небольшим ассортиментом товара (обычно не более 10 наименований). При большом выборе продукции не рекомендуется составлять базу цифровых артикулов, так как в ней можно запутаться.

Составные коды
Составные коды — это артикулы, которые содержат комбинацию букв и цифр. В некоторых случаях в код могут быть добавлены знаки. Чаще всего это наклонные черты (/), дефисы (-) или нижние подчеркивания (_). В такой код производитель, поставщик или продавец закладывают основные характеристики конкретной позиции товара.

Артикулы от поставщика или компании-производителя сохраняют те интернет-магазины, которые продают потребителям продукцию популярных брендов. Также в этом случае код дублируется прямо в названии товара для более удобного поиска.
Новые артикулы придумывают продавцы, которые торгуют небрендированным товаром массового производства. Например, для продажи расчесок от разных производителей потребуется составить собственный код для изделия каждого вида.
Важно! Если продавец придумывает артикул самостоятельно, очень важно проверить его на уникальность. Нужно ввести его в поиск онлайн-магазина, в котором планируется продажа продукции, и проверить, не дублируется ли этот код у других продавцов. Если дубль найден, то артикул нужно поменять. Так как при поиске товаров покупатель будет попадать в другой магазин.
Пошаговое создание артикула
Чтобы придумать артикул, нужно сначала определить, какие характеристики товара наиболее значимы, и закрепить за каждой из них буквенное или цифровое обозначение.

Шаг № 1. Разбор товара на отдельные составляющие
Перед тем как начать придумывать новый артикул, продавцу необходимо разобрать товар на отдельные части, которые в дальнейшем будут закодированы в артикул. У каждой конкретной позиции количество составных частей будет отличаться в зависимости от вида продукции. Но и общие параметры у всех товаров также есть. Например, о многих товарах известны такие сведения, как:
- страна-производитель;
- год изготовления;
- товарная группа, к которой относится изделие;
- название компании-производителя или поставщика;
- материал, из которого произведено изделие;
- цвет товара.
Эти параметры можно легко закодировать в артикул и добавить к ним особенности конкретной позиции, которых нет у других товаров (например, сезонность или коллекция для одежды).
Шаг № 2. Присвоение кода каждому параметру
Разберем, как присваивается код каждому параметру товара:
- Страна, в которой был произведен товар. Этот код может присваиваться по-разному в зависимости от стандартов и систем, принятых в конкретной отрасли или компании. Перечислим несколько часто используемых вариантов:
- буквенный код страны по международным стандартам (например, Россия — RU);
- сокращенное название страны на языке производителя или продавца (например, Россия — Рос или Rus);
- телефонный код страны (например, телефонный код РФ — 7).
- Год производства. Год производства в артикуле товара может быть присвоен несколькими способами:
- четырехзначное обозначение года (например, 2025);
- двухзначное обозначение года (например, 25).
- Товарная группа, к которой относится изделие. Для обозначения товарной группы используются два подхода:
- общепринятые классификации ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), ОКПД 2 (общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности), МКТУ (международная классификация товаров и услуг для регистрации товарных знаков);
- индивидуально разработанная иерархическая система кодов у конкретной компании, в которой каждому уровню товарной группы соответствует определённый набор символов или цифр (например, 1 — одежда, 1.5 — нижнее белье, 2 — обувь и т. д.).
- Производитель. Для присвоения кода производителю или поставщику товара используются укороченные коды, такие как:
- буквенно-цифровой код (например, ИП «Ланкин» можно обозначить как ИП-13, где 13— буква «Л» 13-я по счету в алфавите);
- аббревиатура (например, Apple — AL)
- Материал. Материал, из которого было изготовлено изделие, может обозначаться в артикуле следующим образом:
- буквенно-цифровой код (например, КТ для тонкой керамики и КГ для грубой керамики);
- аббревиатура (например, х/б для хлопчатобумажной ткани).
- специальные коды (например, Cotton для хлопка, PP для изделий из полипропилена).
- Цвет товара. Для присвоения кода, соответствующего цвету товара используются следующие маркировки:
- латинские буквы (например, R — красный, G — зеленый, Y — желтый);
- цифры (например, 1 — красный, 2 — синий, 3 — зеленый и т. д.);
- аббревиатуры (Б — беж, П — перламутр);
- стандартизированные системы цветов (например, Pantone (PMS), Natural Color System (NCS), Red, Green, Blue (RGB) и др.);
- комбинация цифр и букв (например, BK-01 — для черного глянцевого, BK-01 — черный матовый).
Шаг № 3. Придумываем артикул товара (примеры)
Разберем на примере несколько товаров, чтобы понять, как придумать артикулы для них.
Пример № 1. Цифровой артикул (туфли женские)
Характеристики товара:
- производитель — ООО Zara;
- группа — 64 группа ТН ВЭД ЕАЭС;
- материал — кожа;
- цвет — голубой;
- год производства — 2025;
- страна производства — Китай.
Составление артикула:
- Наименование производителя отбрасываем.
- 64 — номер товарной группы по ТН ВЭД ЕАЭС, к которой относится изделие (обувь с подошвой из пластмассы и с верхом из натуральной кожи)
- Кожа (1) — условный номер, обозначающий материал.
- Голубой (2) — условный номер, обозначающий цвет.
- Год производства сокращаем до двух цифр — 25.
- Китай — страна производства, используем телефонный код (86).
Готовый артикул: 641202586.
Расшифровка: женская обувь, кожа, голубая, 2025, Китай.
Пример № 2. Составной артикул (миска для кормления питомца)
Характеристики товара:
- производитель — ИП «Савич»;
- группа — 21-й класс МКТУ;
- материал — керамика;
- цвет — белый;
- особенности — рисунок косточки;
- год производства — 2025;
- страна производства — Россия.
Составление артикула:
- Сокращаем наименование производителя до ИПС.
- Товарная группа — миска, сокращаем до «М».
- Керамика (К)— материал, из которого изготовлено изделие.
- Белый (W) — цвет.
- Рисунок косточки (Bone — B)— особенность товара, которая его отличает.
- 2025 — год производства, сокращаем до двух цифр (25).
- Россия — страна производства, используем аббревиатуру (РФ).
Готовый артикул: ИПС-МКWB-25-РФ.
Расшифровка: ИП «Савич», миска для кормления питомца, керамика, белая, с рисунком косточки, 2025, Россия.
Инструменты для создания артикулов
Когда магазин еще небольшой и содержит мало позиций товаров, то придумывать артикулы можно вручную. Однако когда ассортимент начинает разрастаться, то этот процесс уже становиться сложнее. В большом перечне товаров легко сделать ошибку и поставить одинаковый артикул на нескольких товарах. А это определенно может привести к сбою в работе магазина и недовольству клиентов.
Избежать возникновения неприятных ситуаций можно, используя специальные программы для создания товарных артикулов.

Интернет-магазины с не очень большим ассортиментом чаще всего используют генераторы артикулов, которые встроены в другое программное обеспечение, специальные приложения или плагины. Приведем несколько примеров таких программ-помощников:
- Zoho Inventory.
- Best SKU Generator.
- Auto-SKU Generator.
- Trade Gecko.
- Online SKU Generator.
- Free SKU Generator.
Все они имеют одинаковый принцип составления кода номенклатуры товара и удобны для простого пользователя.
Более крупные онлайн-магазины с тысячами наименований товара используют дополнительные плагины для создания артикулов в системах автоматизации бизнес-процессов типа 1С.
Если товары будут представлены на крупных маркетплейсах типа OZON или Wildberries, то продавец может воспользоваться встроенными ресурсами для создания уникальных кодов.
Артикул — это ключевой элемент, который задействован при выполнении любых операций с товаром (оформление заказа, возврат, обмен, перевозка товаров со склада в магазин, отправка покупателю, поиск в онлайн-каталоге и на складе). Поэтому внедрение правильной системы кодирования товаров является очень важным процессом. Умение создавать артикулы поможет снизить временные затраты на выполнение задач, повысить качество обслуживания и сделать бизнес более прибыльным.